Мокнущая экзема: лечение, симптомы, причины, фото

Мокнущая экзема – это хроническое кожное заболевание, которое характеризируется появлением полиморфной сыпи, зуда и склонностью к рецидивам. В общепринятой международной классификации заболеваний мокнущую экзему можно найти под названием истинной или идиопатической.

Симптомы и причины мокнущей экземы

Название такая форма болезни получила из-за характерного вида сыпи: на эритематозном и отечном фоне воспаленной кожи появляются очень маленькие пузырьки (микровезикулы), которые быстро вскрываются, а на их месте появляются мелкие точечные ссадины с капельками серозной жидкости на поверхности на подобие росы, откуда и название этого типа экземы.

По мере стихания патологического процесса на руках и пальцах рук количество пузырьков уменьшается, но появляется мелкое отрубевидное шелушение.

Некоторые микровезикулы подсыхают и не вскрываются, что приводит к образованию своеобразных желтоватых корочек.

В связи с тем, что мокнущая экзема на руках или на других участках кожи развивается волнообразно, то и появляется основная отличительная черта этой дерматологической болезни – полиморфизм сыпи, то есть одновременно на одном кожном участке присутствует несколько высыпных элементов (эритема, корочки, микровезикулы, ссадины, шелушение). Истинная экзема всегда сопровождается зудом.

Если болезнь переходит в хроническую форму, то кожа в местах воспаления уплотняется, появляется лихенификация (усиление рисунка кожи), цвет пораженного участка приобретает вишневый или синеватый оттенок. Среди высыпных элементов преобладает шелушение, хотя встречаются и все остальные. Время от времени процесс обостряется, появляются новые микровезикулы и мокнутие.

Как диагностировать у себя экзему

Очаги экземы на коже отличаются различными размерами, контуры сыпных элементов нечеткие, форма их также очень разнообразная. Очень редко появляется всего один участок сыпи. Как правило, очаги поражения симметрические, их несколько.

экзема на лицеЧаще всего появляется мокнущая экзема на лице, тыльной поверхности кистей рук. Реже развивается и других участках тела. Существует подтип истинной экземы, который поражает ладони и подошвы, – это дисгидротическая экзема.

У некоторых пациентов возможны и вовсе нетипичные локализации сыпи, например, может встречаться мокнущая экзема уха, на голове в волосах.

Очень часто на первичный очаг поражения наслаивается вторичная гнойная инфекция.  В таком случае на поверхности воспаленной кожи появляются корки желто-зеленого цвета, гнойные выделения. Такая экзема называется импетигинизированная.

К сожалению, причины на сегодняшний день не установлены, поэтому заболевание и носит название истинной или идиопатической экземы. Среди возможных этиологических факторов специалисты называют следующие:

• генетическая предрасположенность;
  • дисгормональные нарушения в организме;
  • дисбаланс деятельности структур центральной и периферической нервной системы;
  • кожные заболевание (атопический дерматит, экссудативный диатез);
  • контакт с химическими веществами;
  • хронический стресс;
  • нарушение функции иммунной системы организма.

Лечение экземы

мокнущая экзема на пальцеЕсли вы заподозрили у себя мокнущую экзему и не знаете к какому врачу обращаться, то следует записаться на прием к дерматологу. Именно этот специалист занимается диагностикой, лечением и профилактикой различных кожных заболеваний.

Ответить на вопрос, чем лечить сложно. Во-первых, эта патология очень плохо поддается терапии и характеризируется частыми рецидивами и хронизацией процесса.

Во-вторых, чтобы избавиться от сыпи, необходимо пересмотреть весь образ жизни. В обязательном порядке нужно исключить все возможные негативные влияния на кожу (косметика, бытовая химия, профессиональные вредности), пересмотреть свою диету, избегать стрессовых ситуаций.

Лечение должно быть комплексным. Применяют не только одну мазь от мокнущей экземы, но и препараты для внутреннего приема. Среди них используют антигистаминные средства (диазолин, супрастин, тавегил, лоратадин, дезлоратадин, цетиризин), кортикостероиды (преднизолон, гидрокортизон, триамцинолон, метилпреднизолон), витамины и микроэлементы, сосудистые препараты, иммуномодуляторы, гепатопротекторы.

Итак, чем мазать экзему, чтобы сыпь быстрее прошла:

• борная кислота,
  • Метизолон,
  • Лоринден-С,
  • Метилурацил,
  • Декспантенол,
  • Ихтиол,
  • Акридерм,
  • гидрокортизоновая мазь,
  • Клобетазол,
  • Адвантан,
  • Содерм,
  • Дермасан,
  • Скин-кап.

Народное лечение экземы

Народные средства применяют в качестве дополнительной терапии. Существуют много ецептов, но перед их использованием необходима консультация врача, так как некоторые средства народной медицины могут только усугубить состояние и спровоцировать обострение болезни.

Помогут устранить зуд и ускорить заживление кожи такие народные рецепты:

1. Примотки из огуречного рассола, оливкового и облепихового масла.
  2. Теплые ванночки с добавлением отвара таких лекарственных растений: ромашка, календула, тысячелетник, бузина, подорожник, спорыш, герань, чайное дерево, лаванда.
  3. Повязки, пропитанные соком каланхоэ.
  4. Компрессы из мелко порубленной свежей мать-и-мачехи.